Региональный мониторинг экономических настроений

Система мониторинга может быть применима на практике после того, как из числа информантов (лиц, включенных в проект) будет сформирована сеть участников: региональная сеть органов местного управления и самоуправления. В отличие от практики делегирования, которая интерпретирует сложную действительность односложными частными мнениями (голосом) типа «да-нет», «за-против», методический инструментарий проекта предусматривает идентификацию и упорядочение частных позиций информантов касательно индикаторов деловых коммуникаций в интервале [0-1]. Вовлеченность информанта в бизнес-отношения отождествляется с «оптимистической», «нейтральной» и «пессимистической» позицией, каждая из которых имеет свой вес. Упорядоченная информация с визуализацией важных метрик мониторинга предлагается информантам 6 раз в год в качестве бонуса за совместную работу над проектом.

Участниками обследования за 2021-2022 гг. сформирована постоянно действующая региональная сеть из 56 (окт.2022) административных районов Республики Беларусь, включая г. Барановичи, для мониторинга технологических тенденций, экономических изменений, непрерывного обмена информацией и знаниями на сайте проекта URL – https://plan-buduschego.8m.by/.

Методический инструментарий исследования предполагает расчет важнейших метрик, которые в отличие от иных индикаторов социально-экономической статистики, хотя и носят субъективный характер, однако формируют сигнальную систему, позволяющую своевременно выявлять и прогнозировать протекающие в рамках сети изменения.

Прогресс в услугах коллективного пользования позволяет создать пользовательскую веб-аналитику с высокой детализацией и индивидуальными запросами пользователей. То, что когда-то выглядело как эпизодический процесс сбора данных, их анализа и составления отчетности быстро приобретает вид непрерывного процесса обмена информацией и знаниями.

Разделы и индикаторы регионального мониторинга экономических настроений:

F1 (проблемы, противоречия и приоритеты регионального развития);

F2 (контур региональной экономики);

F3 (налоговое стимулирование);

F4 (проекты конструирования будущего).

Каждый раздел включает определенное количество индикаторов. Индикаторы раздела F1: F11-проблемы и противоречия; F12-приоритеты технологического развития; F13-направления активизации деловой активности. Индикаторы раздела F2: F21-конкурентоспособность; F22-финансовые ресурсы; F23-рыночная конъюнктура; F24. Прогноз рыночной конъюнктуры. Индикаторы раздела F3: F31-вовлеченность в режим налоговых льгот; F32-отдача от вовлеченности в режим налоговых льгот. Индикаторы раздела F4: F41-формат проектов будущего; F42-проекты будущего по типу инноваций; F43–финансовые ресурсы для проектов будущего. Каждый индикатор содержит определенный перечень показателей (n).

Частная позиция информанта на каждый показатель (n) электронной анкеты может быть: оптимистичной (1 голос), нейтральной (0,366 голоса), пессимистичной (0,134 голоса), уровень полной неопределенности или отсутствия оснований для частной позиции (0 голосов).

Показатели, характеризующие состояние индикатора

F1. Проблемы и противоречия
F11 Проблемы и противоречия
1.1. Приток инвестиций                                        
1.2. Общее налоговое бремя                                             
1.3. Внешнеэкономическая деятельность
1.4. Получение государственной поддержки
1.5. Кредитование производства коммерческими банками
1.6. Кредиторская задолженность и дебиторская задолженность (коммерческие риски)
1.7. Накопление прибыли и амортизационных отчислений
1.8. Волатильность налоговых поступлений (нестабильная динамика)                                        
1.9. Выпуск наукоемкой и высокотехнологичной продукции
1.10. Отток экономически активного населения            
1.11. Практика найма и увольнений                    
1.12. Наличие высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест         
1.13. Ресурсный потенциал для реализации дорогостоящих инфраструктурных проектов
1.14. Неравномерность экономического развития внутри региона                                            
1.15. Поляризация интересов между лидерами и аутсайдерами бизнеса                                           
1.16. Государственные закупки
1.17. Сбалансированность экономического, социального и экологического развития               
1.18. Организация, содержание и развитие местных систем энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации
1.19. Владение, пользование и распоряжение коммунальной собственностью    

F12 Приоритеты технологического развития
2.1. Исследования и разработки
2.2. Приобретение машин, оборудования
2.3. Приобретение новых и высоких технологий
2.4. Приобретение компьютерных программ и баз данных
2.5. Производственное проектирование
2.6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
2.7. Маркетинговые исследования

F13 Направления активизации деловой активности
3.1. Реализация инфраструктурных проектов                 
3.2. Производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции                                       
3.3. Приток экономически активного населения            
3.4. Завоевание новых рынков                                          
3.5. Изменение сущности трудовых отношений            
3.6. Создание деловых альянсов (совместная деятельность)
3.7. Промышленная и сельскохозяйственная кооперация
3.8. Лизинг для обновления основного капитала           
3.9. Привлечение венчурного капитала                           
3.10. Промышленный симбиоз                                         
3.11. Государственно-частное партнерство                    
3.12. Технопарки

F2 Контур региональной экономики
4.1 Конкурентоспособность:
4.1.1. Внешнеэкономическая деятельность
4.1.2. Инвестиционный потенциал
4.1.3. Кадровый потенциал
4.1.4. Административные и регуляторные барьеры
4.1.5. Принятые документы, определяющие будущее региона
4.1.6. Налоговые льготы
4.1.7. Государственные закупки
4.1.8. Дорожная инфраструктура и сообщение
4.1.9. Сфера услуг
4.2. Финансовые ресурсы:
4.2.1. Накопленные амортизационные фонды
4.2.2. Накопленная прибыль
4.2.3. Государственные ассигнования
4.2.4. Банковские кредиты
4.2.5. Лизинг
4.2.6. Прямые инвестиции
4.2.7. Заемный капитал
4.3. Экономическая конъюнктура:
4.3.1. Финансовое положение коммерческих организаций
4.3.2. Внешняя миграция экономически активного населения
4.3.3. Внутренняя миграция экономически активного населения

F3 Налоговое стимулирование
5.1. Вовлеченность резидентов региональной экономики в режим налоговых льгот:
5.1.1. Режим льготирования: субсидирование затрат
5.1.2. Режим льготирования: субсидирование процентных ставок
5.1.3. Режим льготирования: освобождении от налога
5.1.4. Режим льготирования: налоговый кредит
5.1.5. Режим льготирования: налоговые каникулы
5.1.6. Режим льготирования: Налоговый вычет
5.2. Отдача резидентов региональной экономики от вовлеченности в режим налоговых льгот:
5.2.1. Рост накоплений (прибыли и амортизационных отчислений)
5.2.2. Рост уровня оплаты труда (доходов) работников
5.2.3. Повышение качества инфраструктуры ведения бизнеса
5.2.4. Минимизация коммерческих рисков
5.2.5. Приток инвестиций

F4 Проекты конструирования будущего
6.1. Формат проектов будущего:
6.1.1. Часть народнохозяйственной задачи с горизонтом планирования 5-25 лет
6.1.2. Самостоятельная региональная инициатива (программа)
6.1.3. Межрегиональная деловая инициатива о совместной деятельности
6.1.4. Межотраслевой бизнес-проект (кластерная инициатива)
6.1.5. Крупный инфраструктурный проект регионального значения
6.1.6. Крупный инновационный проект под управлением международного капитала
6.2. Проекты будущего по типу инноваций:
6.2.1. Новый товар
6.2.2. Новая услуга
6.2.3. Новый метод производства и управления
6.2.4. Новый рынок
6.2.5. Новый источник сырья
6.3. Рабочие места для проектов будущего:
6.3.1. Модернизация существующих рабочих мест
6.3.2. Создание новых рабочих мест
6.3.3. Мобильные группы для работы в других регионах
6.3.4. Мобильные группы из других регионов
6.4. Финансовые ресурсы для проектов будущего:
6.4.1 Местный бюджет
6.4.2. Инвестиции организаций региона
6.4.3. Прямая помощь из республиканского бюджета
6.4.4. Налоговые льготы и преференции организациям региона
6.4.5. Банковские кредиты
6.4.6. Иностранные инвестиции

Важнейшими метриками регионального мониторинга экономических настроений являются коэффициент экономических настроений (КЭН) и коэффициент деловой активности (d).

Коэффициент экономических настроений (КЭН) определяется по определенному алгоритму для каждого F с использованием комбинированного решения – взвешенного значения (к) аддитивного (А) и мультипликативного (М) обобщенного критерия при условии, что каждый критериев имеют одинаковую полезность (максимально благоприятный результат КЭН – 1):

КЭН(F1)=λ1(F11+F12+F13)+(1-λ1)*(F11*F12*F13), где λ1=0,25.

КЭН(F2)=λ2(F21+F22+F23+F24)+(1-λ2)*(F21*F22*F23*F24), где λ2=0,25.

КЭН(F3)=λ3(F31+F32)+(1-λ3)*(F11*F12), где λ3=0,33.

КЭН(F4)=λ4(F41+F42+F43)+(1-λ4)*(F41*F42*F43), где λ4=0,2.


Методический инструментарий исследования предусматривает комплекс последовательно реализуемых действий, в частности:

1) Идентификацию частной позиции информанта (E) касательно его принадлежности к контуру возможностей, обусловленных наличием финансовых ресурсов, заданной структуры (N).

2) Расчет коэффициента возможностей ведения бизнеса по формуле: M=lnΣN(E)/ln(N), для lnΣ(E) >1.

3) Самоидентификацию F-факторов, формирующих профиль деловой активности резидентов региональной экономики (F). Максимально благоприятный результат для F-фактора – 1.

4) Согласование F-факторов, формирующих профиль деловой активности региональной экономики, по критерию умеренного оптимизма Гурвица с коэффициентом умеренного оптимизма λ (λ =0,5):  S = λ Fmax + (1 – λ) Fmin. Максимально благоприятный результат – 1.

5) Расчет коэффициента деловой активности (d) по формуле: d=M^(1/S). Максимально благоприятный результат – 1.

6) Визуализацию результатов и тенденций деловой активности; ранжирование резидентов сети по коэффициенту деловой активности (d).

Характеристикой упорядоченных частных позиций информантов является уровень деловой активности (d). Максимально возможный, исключительно благоприятный исход решения задачи, достигается при значении, равным 1, исключительно неблагоприятный 0.


Выполнение работ по упорядочению многоплановой информацией о деловых тенденциях на региональном уровне в 2021-2022 гг. (региональному мониторингу экономических настроений с визуализацией важных метрик) предусмотрено темпланом НИР “БелИСА”. Руководитель НИР – к.э.н. Владимир Лемех.

Аналитические обзоры 2021

Вам необходимо ввести правильный пароль

Lock

Аналитические обзоры 2022

Вам необходимо ввести правильный пароль

Lock

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Всего просмотров 1,246 , Просмотров сегодня 1 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Вы не можете скопировать содержимое этой страницы